Леви обрадовался согласию девушки оплатить ее расходы в кафе. Он очень не любил быть кому-то обязанным. А сейчас он был обязан Дезире за то, что она нянчится с ним, помогая ориентироваться в незнакомом городе. Снаружи становилось все темнее, дождь, усиливаясь, стекал по большому окну, возле которого сидели Леви и Дезире. Свет внутри кафе становился теплее при уходе дневного. Какая-то особая атмосфера появлялась - расслабляющая, успокаивающая. С какой-то точки зрения, может, и романтическая даже.
Леви внимательно слушал ответы девушки о желании дистанцироваться от людей, убеждаясь, что часть его профессиональных наблюдений оказалась верна в отношении нее. Он не раз в своей практике встречал людей, которые бежали от общества. Причем это не было результатом какой-то травмы, психоза. Бытовые социопаты – не такое уж редкое явление. В каком-то смысле, и сам Леви сейчас являлся социопатом. Но временным, как он искренне полагал.
- Я думаю, что вы немного преувеличиваете, говоря, что вас не любят люди, - произнес Штраус. – Иногда так кажется, но по большей части большинство людей безразлично относится к собратьям по виду, если их с ними что-то не связывает – родство, бизнес, роман, хобби, какие-то проблемы. Человеку свойственно разделять окружающих на своих и чужих. Думаю, что вам просто еще не встретился «свой». Но я уверен, что это обязательно произойдет. Потому что невозможно всю жизнь прожить одному. Так не бывает.
А сам подумал в этот момент, что мегаполисы разрушают инстинкты людей, их древние связи и корни. Кто-то еще цепляется за них, и имеет иллюзию прочной основы, защиты. И тут работает только эффект веры в эту основу. А кто-то перестал цепляться, и ушел в одиночное плавание. Как вот эта Дезире. Но она молода, а в течение жизни всех без исключения не раз постигает такое явление, как переоценка ценностей. Природа все равно принуждает даже таких людей стремиться к объединению и продолжению рода. Леви не на одном примере наблюдал, как бунтующие против родителей и общества юные панки с самыми радикальными взглядами со временем становились обычными женами и мужьями, мамочками и папочками, и принимали идеалы социума, а о своей юности вспоминали со смехом или стыдом. Так что, мировоззрения Дезире наверняка временные. А вот если они станут постоянными, и в 30 лет, и в 40, и в 50, то это уже клиника, которую может разрулить только специалист. Дезире не стала отшельником, поселившись где-то в труднодоступных горах, в дикой африканской саванне или за Полярным кругом, где за много километров людей не сыскать. Она все равно поселилась в городе, пусть маленьком, но среди людей. И ее нелюбовь к ним – это ее иллюзия. В принципе, несколько сеансов у толкового психотерапевта вполне могли выявить причины бегства Дезире в американскую глубинку, и вернуть ей нормальный взгляд на мир. Впрочем, Леви и не считал ее нынешние взгляды ненормальными. Более того, они были вполне привычными и даже естественными для большого числа молодых людей Америки. Да и всего цивилизованного мира. Отстраниться от чужаков, защитить от них свое личное пространство – это нормальное явление. Леви сам такой, по большому счету, только не объясняет желание иметь личное пространство нелюбовью к людям. Он их любил. Чаще на расстоянии, ведь любить на расстоянии гораздо комфортней, чем пребывая с кем-то постоянно бок о бок, но любил.
Упоминание о том, что Дезире приехала сюда из Лондона, заставило Штрауса улыбнуться. Как оказалось, Дезире сама была новичком в Годфри. И у нее, возможно, все же была какая-то психологическая травма в прошлом. Там, в Лондоне. Только адреналиноманы всегда готовы резко сниматься с места и переезжать в другую страну. Обычный и благополучный человек не станет рваться в неизвестность, если у него нет на это основательных причин, или его не зовут куда-то.
- Из Лондона? – переспросил он чуть удивленно. – Надо же. То-то я услышал в вашем произношении что-то необычное. Конечно, это просто классический английский. Я сразу не понял. Так мы с вами, получается, оба не местные.
Затем Дезире сообщила, что она работает кассиром в кинотеатре. Любопытно, что тут вообще есть кинотеатр. Немного позабавил тот факт, что, как Леви ни убегал от Голливуда, но даже в странной глуши первым его контактом оказалась девушка, к нему косвенно причастная. Пусть и просто кассир кинотеатра. От судьбы не уйдешь, видимо.
- Кинотеатр – это любопытно. Я много лет не ходил в кино, - заметил Леви. - Что у вас там сейчас показывают?
Да, кассир, сидящий один в своей будке, отгороженной от людей, это вполне подходящее место работы для социопата. Хотя есть куча других занятий, вообще не вынуждающих человека контактировать с кем-то лично. Развитие рынка услуг фрилансеров, в частности, хорошая тому иллюстрация.
Дезире рассказала о своем отношении к деньгам. «Мусором» Штраус их не считал. Снова улыбнулся нигилистским высказываниям девушки. Затем она спросила его о работе.
- Я врач, - ответил Леви, решив не уточнять специализацию. – Работал в медицинском центре в Лос-Анджелесе, имел частную практику. Сейчас… можно сказать, временно безработный, так как прикрыл оба направления своей деятельности. Но знаю, что могу вернуться в свой центр в любое время, и меня возьмут. Я только взял тайм-аут, чтобы отдохнуть.
Наконец, возле столика появилась официантка - тоже какая-то «осенняя», унылая и невзрачная. В голове Штрауса сам собой сформировался смешной термин «годфрицианство», как характерный стиль здесь живущих – вот эта самая невзрачность с осенним оттенком. «Годфрицианские» дамы, с которыми были Штраус имел честь познакомиться сегодня, были яркими представителями этого стиля. Конечно, он видел немногих, но и прочие посетители кафе имели некий неуловимый особый отпечаток, роднящий их в глазах Леви. «Годфрицианский стиль первой половины XXI века имеет совершенно особенный запах прелых листьев и сырости. Характерен бешеными красками осени, контрастирующими с сотней оттенков монохрома, ободранными домами, дешевыми старыми кафешками и непринужденными печальными дамами, - мысленно пошутил Леви, представив, как это все звучало бы в устах искусствоведа и иного ученого. – Интересно, я стану таким же, если задержусь тут на пару месяцев?»
Дезире заказала латте. Только кофе и ничего другого. Наверно, стесняется воспользоваться деньгами Штрауса, чтобы сохранить свою независимость, учитывая особые взгляды на деньги вообще. Леви решил на себя взять заказ остальной еды, которая, как он считал, должна появиться на этом столе. Он попросил у официантки два дежурных блюда, которые должны было содержать стейки из индейки, салат и жареную картошку. Добавил к заказу 4 сэндвича, два куска черничного пирога, минеральную воду и чашку крепкого черного кофе с двойным сахаром. Пока ожидал заказ, решил поднять тему отношения Дезире к деньгам. Дождь и темнота за окном, теплое и все же по своему уютное кафе, новая знакомая располагали к философским отвлеченным беседам.
- Что касается денег, то это вопрос системы ценностей общества, - начал он мягким тоном и полуулыбкой показывая, что не назидает, а всего лишь рассуждает. - Этот «мусор» нужен просто для того, чтобы есть, пить, согреваться. И иметь свое место в этом мире, где можно без помех думать о том же смысле жизни. Наличие экономики и государства не оставляет людям выбора. Даже фермер, который может вырастить себе еду и теплую одежду сам, зависит от государства, владельца земли в любой стране. А мы с вами, кто не производит продовольствия и предметов первой необходимости, и вовсе зависим от него. Вы же тоже работаете, чтобы получать деньги на жизнь. Излишества и роскошь – ну, если это не приобретает уродливые формы, то является только делом вкуса, понятий о комфорте и требований определенных кругов социума. Все мы живем в каких-то кругах. И переход из одного в другой очень часто зависит от денег. Делать их самоцелью, конечно, нельзя, но и отказаться от них нельзя. Потому что живешь в общей системе, которая построена на обмене «мусором». Есть «внесистемные» единицы, кто уходит от общества, добровольные отшельники, но в результате своего отказа от цивилизации и социума они деградируют в диких условиях. Им приходится выживать без связи, медицины и прочих благ. Психологическая проблема, когда не с кем словом перемолвиться, это отдельная тема, и очень может осложнять жизнь человеку. Люди исконно – стайные существа. Мы живем группами – малыми или большими. Потому что в одиночку выжить… не скажу, что «трудно», а скажу «невозможно». Если вы непритязательны в быту, неприхотливы в пище и одежде, это удобно. Главное, чтобы вам было так хорошо, комфортно. Но понятия комфорта отличаются. То, что вы считаете ненужным, излишним, другому человеку может казаться необходимым и важным. И в борьбе за лучшую жизнь, скажу я вам, есть определенный азарт. Если я больше не могу побегать за мамонтом с дубиной, то почему бы не побегать за удачей и карьерой? Инстинкты работают, природа зовет на подвиги, а в мире закончились мамонты. Такая вот досада. Приходится сублимироваться. Так что, добыча денег – это не всегда жажда наживы и роскоши, это – охота на мамонта. Только размеры этого мамонта у охотников разные. Кому-то карликового достаточно, а кому-то Годзиллу подавай. Амбиции – неплохое качество, которое заставляет людей развиваться и чего-то достигать в жизни. И часто важен не столько результат, сколько процесс. Потому что мы в процессе совершенствуем себя, становясь, быстрее, умнее, избирательней и изобретательней. Так же в погоне за благами может играть важную роль моральный долг. Например, родители вложили огромные деньги в образование своего чада, когда оно не могло еще зарабатывать само. И оно должно вернуть им этот долг, оправдав их надежды хотя бы отчасти. Вернуть не деньгами, а удовлетворением, в первую очередь. Дать предкам осознание того, что их потомок в порядке, материально обеспечен, и они правильно о нем позаботились. Оказывать помощь в старости тоже, разумеется. Другой моральный долг – уже перед детьми этого чада – он должен зарабатывать нормально, чтобы и у них была возможность получить образование, лечение, будущее. И эта цепочка финансовых вложений в новые поколения непрерывна, и идет из самых древних времен. Троглодит, вложивший в руки своему немытому отпрыску его первую дубину, тоже делал аналогичное финансовое вложение, так как в первобытные времена существовала система ценностей, основанная не на деньгах, а на дубинах, я полагаю. Заметьте, ценность не добыча, а инструмент для обретения добычи. Сынок научился махать дубиной не только по своей голове и ногам – он стал папиной радостью. Притащил своего первого убитого бурундука – молодец. Ухайдокал мамонта – герой, претендент на лучшую женщину в племени, чан пальмового вина и персонального идола на капище. Заметьте, в условиях отсутствия рефрижераторов, мамонта он не мог сам сожрать при всем желании, и отдал большую часть племени. То есть, стал его благодетелем. Таким образом, человек поставил перед собой цель (убить мамонта), воспользовался ценностью (дубиной), обретенными знаниями (ценность номер два) и достиг в разы больше, чем просто добыча (накормил голодных, обрел ряд почестей). Так и с деньгами. Вы можете стремиться зарабатывать больше и больше не для того, чтобы купить золотой «кадиллак», а для того, чтобы обрести самоудовлетворение, почести, блага, но и часть их передать другим в виде налогов или благотворительности. А в процессе еще и получив новые навыки, опыт и азарт охоты. Поэтому не стоит считать стремление хорошо зарабатывать чем-то дурным. Это всего лишь один из самых распространенных способов самореализации человека. Но временами, конечно, хочется остановиться на привал для подведения итогов, поглощения очередного мамонта и составления планов на будущую охоту. Наверно, мы с вами сейчас как раз на таком привале. Потому что не может не быть у взрослого человека коллекции своих мамонтов. У всех они есть. Это наши достижения, этапы пройденного пути, победы, если угодно. А побеждать что-то, преодолевать себя, совершенствоваться человеку постоянно приходится. Сама жизнь заставляет. Это и первые шаги, и первые слова, и школа, и какие-то отношения, и спортивные достижения, и университет, и так далее.
Тут появилась официантка с заказами, начав выставлять тарелки и чашки с кофе на стол, и прервав монолог Леви. И он сразу почувствовал, что его понесло - он только что привычно и профессионально «присел на уши» Дезире, как обычно бывало на сеансах с его пациентами. Но если те приходили к нему как раз за словом (хотя, иногда и просто за колесами), то тут он перегнул палку, читая лекцию девушке, которой это было не надо.
Дежурные блюда, выставленные на стол официанткой в количестве двух штук, оказались огромными, буквально горами пищи. Леви, который очень редко бывал в кафе подобного пошиба, понял, откуда в США появилась острая проблема ожирения населения. В дорогих ресторанах, да и дома, такие порции ему не подавали. Поэтому сэндвичи и пирог показались откровенно излишними. Леви невольно рассмеялся над собой, не ожидавшим таких щедрых даров от захолустного кафе.
- Спасибо, - произнес он, оглядывая гору еды на столе, и подал официантке одну из своих кредиток. – Я бы хотел сразу расплатиться.
Официантка с подозрением взяла из его рук черную NatWest, явно не видела никогда таких карт. Но вытянула из кармана терминал, приняла оплату и удалилась.
- Что же делать со всей этой кучей еды? Я не ожидал, что тут такие огромные порции, - растерянно произнес Леви, и просительно посмотрел на Дезире. – Давайте съедим, сколько сможем. Простите, я что-то много наговорил, наверное. Давно молчал. Я отойду на минутку - помыть руки.
Штраус встал и отправился на поиски туалета. Нашел, сделал все, что необходимо, и с руками, пахнущими дешевым клубничным жидким мылом, вернулся за стол.
Отредактировано Levi Strauss (2017-12-02 09:06:47)