Леви, который был несколько минут назад удивлен экстрасенсорными талантами Пифии, было трудно дослушать ее до конца. В иной ситуации подобные заявления показались бы ему смешными. Но он увидел, насколько серьезно верит Пифия в то, что говорит. И это уже было совсем не смешно. Он сохранял серьезный внимательный вид и не перебивал девушку. Чем больше она говорила, тем очевидней становился ее диагноз – классический религиозно-мистический синдром, конкретно – парарелигиозные его проявления. Не всегда это шизофрения, паранойя или биполярные расстройства, но, учитывая, с какой уверенностью рассуждает о метафизике Пифия, у нее явно отсутствует критический аспект. А это плохо. Ведь она не допускала существования вампиров и оборотней, а утверждала, что они есть на самом деле. И в полной мере Штраус наблюдал характерные признаки религиозно-мистического расстройства: демономанический бред, выраженная в словах тревога, идеи преследования, ненормальная оценка действительности, символизация, кликушество. Возможно, у Лагонико имели место зрительные и слуховые галлюцинации, раз Пифия так уверена в своих словах. А проявление перед этим бреда пророчества, который Леви охарактеризовал, как экстрасенсорику, говорило уже о конкретной паранойе. Но очень необычном его проявлении.
Религиозно-мистическим синдромам подвержены личности с невропатическим складом, низкой образованностью, склонные к мистицизму с детства. Но, исследуя психозы, специалисты сталкивались и с очень содержательными элементами в формах, изобилующих поразительными подробностями и отличающихся интеллектуальной глубиной. Об этом много написано научных работ, начиная от европейского классика психиатрии Рихарда фон Крафт-Эбинга, который рассматривал подобные состояния в рамках истерического помешательства. И заявления о магии и неких «магиках», управляющих стихиями и вещами, вполне естественно укладывались в общую картину бреда. Уверенность в своей избранности, необычности по сравнению с другими людьми, обусловленное владением «магией». Английский этнограф и социолог Малиновский связывал желание быть необычным с тупиковыми моментами в жизнедеятельности человека, когда ему уже не могут помочь ни знания, ни прошлый опыт, ни технические навыки. А в моменты сильного эмоционального переживания психоз находит выход в потоке слов, образов и действий, оставляет после себя глубокое убеждение, что проклятия и жесты погубили врага, что любовная мольба и нежные объятия не остались без ответа, то есть что затраченные усилия «магика» не могли не оказать положительного влияния на какого-то субъекта. У Пифии побольше наворочено в рассказах об ее «магии», но тут уже, наверно, «спасибо» за это стоит сказать фантастическим фильмам и литературе. Добавили красочных деталей в измененное мировоззрение и определили содержательный аспект психопатологических переживаний. Мистическая вера не взаимодействует с такими механизмами мышления, как сравнение, анализ, синтез. Она поддерживается не соотнесением субъективных представлений с наблюдаемыми явлениями окружающего мира, а с внутренней уверенностью в приобщении к тайне. По своей структуре любая религиозно-мистическая вера представляется как признание:
1) объективного существования сверхъестественных сущностей, атрибутизированных свойств, связей, превращений;
2) возможности общения с указанными сущностями, воздействии на них и получения от них помощи, награды, наказания;
3) истинности соответствующих религиозных представлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.;
4) действительного совершения и наступления описанных в священных текстах событий, собственной причастности к ним;
Все четыре пункта отражены полностью в заявлениях Лагонико. Поэтому сомнений нет в ее мистической вере, которая явно демонстрировала отклонения психики. В случае веры в Бога психиатрами используется несколько иной подход, но когда речь идет о суевериях и мистике, то выводы однозначны – это психопатология.
Вспомнилась интересная работа профессора клинической психиатрии Артура Дейкмана о «бимодальном сознании». Оно предполагает существование двух модусов: активного и рецептивного (воспринимающего). Мистические техники профессор связывал с доминированием рецептивного модуса. На основе экспериментов со здоровыми испытуемыми Дикман пришел к заключению, что принципиальным моментом в создании мистического опыта является процедура умозрительной медитации, при которой медиативный тренинг ведет к образованию интрапсихических барьеров, направленных против отвлекающих стимулов. По его мнению, многие явления, описанные в мистических переживаниях, могут быть расценены как последствия частичной дезавтоматизации психических структур, организующих и интерпретирующих перцепционные стимулы. Эволюционный подход к пониманию мистических явлений применил философ Кен Уилбер, разделив процесс развития сознания на три стадии: предперсональную (волшебное и мифическое сознание), персональную (рациональное сознание), трансперсональную (сознание божественного присутствия, формирование высших форм психики: совесть, сострадание и т. д.). Каждой из этих стадий соответствует определенный спектр психических расстройств. Нейрофизиологические исследования профессора Майкла Персингера из Лаврентийского Университета в Онтарио открыли прямую аналогию феномена гиперсинхронизации при медитации с приступами эпилепсии. В обоих случаях работали одни и те же нейромедиаторы – избыточная синаптическая бомбардировка серотонином и глютаминовой кислотой, блокировка а-ритма вследствие повышения функциональной активности мозга (напряженное внимание, интенсивная психическая работа), изменение метаболизма дофамина, сходные изменения в височной доле мозга. Опыты Ньюберга и Акили по электрической проводимости лимбической системы дополнительно доказали, что люди, страдающие религиозно-мистическими расстройствами, действительно делают возможными метафизический опыт независимо от культуральных матриц. Но в результате патологии - деафферентации, то есть ограничения доступа информации к мозговым структурам. Отсутствие реальной информации порождает автодезинформацию которая просто принимается на веру.
Традиционное определение психоза включает в себя четыре пункта:
1) нарушение отражения реального мира;
2) несоответствие психической деятельности реальной действительности;
3) длительность, устойчивость, тотальность;
4) наличие бреда, помрачения сознания, нарушения восприятия, памяти, эмоций.
Если применять эту схему, то Пифия подходила почти под все четыре пункта. Известный психиатр Дэвид Лукофф предлагал иную концепцию дифференциации мистических и психотических феноменов (мистический опыт, психоз, мистический опыт с психотическими явлениями, психоз с мистическими явлениями). Она и была положена американскими психологами и психиатрами в основу нового кода V62.89 (Религиозные и духовные проблемы) в классификации болезней справочника DSM-IV. И по концепции Лукоффа Пифию можно отнести к каждому или нескольким пунктам.
Экзогенно-органические синдромы, каковым является и V62.89, включают в себя преходящие состояния, отражающие динамику поражения, вызванного воздействием на головной мозг внешних факторов травм, инфекций, интоксикаций. Сюда же относятся психические расстройства, связанные с приемом психоактивных веществ. Религиозно-мистический симптомокомплекс входит в структуру как синдромов с нарушенным сознанием (делирий, галлюциноз, сумеречный синдром), так и синдромов с не помраченным сознанием (бредовое шизофреноподобное, психотические маниакальное и депрессивное расстройства). Если биография Пифии не была известна Леви, то сам факт использования мотоцикла в качестве транспортного средства однозначно указывал на вероятность получения многократных травм головы. И Штраус еще добавил. Возможно, у девушки была в прошлом так называемая культовая травма, полученная в тоталитарной секте или при наличии достаточно умелого в сфере манипуляции наставника по части эзотерики. Уверенного диагноза Леви поставить Пифии все же не мог, не зная деталей ее прошлого и факторов, которые привели ее к вере в вампиров, оборотней, магию и прочую ерунду. Но получил много доказательств серьезных психопатологических проблем у девушки.
Смущал только один аспект – точное попадание предсказаний Пифии в реальные мысли Штрауса. И, если она и вправду не применяла гипноз (что еще не факт), то трюк с огнем и исчезновением синяка тоже аномальны. Впрочем, Леви никогда и не утверждал, что экстрасенсов не существует, ибо есть доказанные научные факты реальности необычных людей. И наверняка не все попались на тесты к специалистам. Эстрасенсорика вкупе с психическим расстройством – это очень пугающая смесь. Леви даже не мог предугадать, насколько. Такой человек мог быть опасен для общества. И Штрауса угораздило сбить на дороге именно такую особу, добавив ей сотрясение мозга. А потом притащил сюда утешать. Собственно, именно Лагонико была той самой миной, которую он принес в свой дом. Что должен сделать врач и ответственный гражданин в такой ситуации? Конечно, позвонить и сообщить о ней. Не в полицию, а на горячий телефон Американской ассоциации психиатров. Там очень любят экстрасенсов, и готовы приехать, чтобы получить уникальный образец для исследований. То, что горячий телефон контролируется спецслужбами, сомнений не вызывало, так как Штраус не раз слышал от коллег о том, что пациентов с необычными проявлениями забирают из клиник люди из правительства. Один психиатр из Сиэтла на научной конференции лет пять назад в кулуарных разговорах поведал о том, как потерял пациента с экстрасенсорными способностями как раз таким образом. Да так потерял, что и родственники его потерялись, которые жили по соседству с врачом. Тайно съехали из дома ночью, бросив все вещи, и ничего о них больше доктор не слышал. Леви смотрел сейчас на Пифию и решал, стоит ли ему такое делать с ней. Кроме того, что он звонком на горячую линию лишит ее свободы, попутно раскроется факт аварии и нанесения Штраусом ей травм. Если девушка не будет признана достойным объектом исследований, то возможен суд. Учитывая вероятную тяжесть заболевания Пифии, компенсация за травмы выльется в крупную сумму, если не в пожизненные выплаты на лечение и содержание в клинике. И прощай тогда планы Леви на спокойную жизнь и охоту в своих угодьях.
Но агрессии Пифия не проявляла. Пока, во всяком случае. Поэтому не стоило ее провоцировать. А вот предложить ей лечение Леви был обязан. Как виновник аварии и просто как врач. И денег за это не брать. Нонсенс, конечно, но за все в этой жизни приходится платить. И Штраус, хоть и с великой печалью, но был готов заплатить своим временем и знаниями за свою ошибку на ночной дороге. А статус пациентки, которая наблюдается у психиатра, лишит Лагонико отчасти социальных прав. Да и без статуса лишит, если Штраус будет свидетельствовать об ее психопатологиях. Защищаться в суде при таком раскладе будет проще. В общем, Леви получил из слов Пифии оружие против нее самой, если та надумает заявить на него в полицию об аварии. Или попытается как-то в будущем ему навредить. Имея дело с сумасшедшими, никогда нельзя быть уверенным в том, что дружелюбие вечером не превратиться в террор ночью, а потом в демонстрацию себя как жертвы психиатра утром.
Пифия умолкла, и Леви должен был что-то ей сказать. В лоб предлагать услуги было как-то неловко пока. Это может спровоцировать приступ агрессии.
- С тем, что полиция может быть оборотнями, а политики – вампирами, я даже соглашусь отчасти, - чуть улыбнулся Штраус, говоря спокойным тоном и тщательно подбирая слова. – Вендиго в медицине и образовании? Это прозвучало пугающе, но и такое иногда в лентах новостей встречается, к сожалению.
Тут Леви внезапно вспомнился тот врач-«людоед», который осматривал укус Вендлы на его руке в местной больнице. Укус… Две точки, как от змеиных зубов… Не-е-ет, это все чушь. Он сам тогда был почти в состоянии аффекта, и не поведется на подобные штучки, навеянные рассказами Пифии. Штраус даже отрицательно головой качнул, отгоняя идиотские мысли и воспоминания. Ему ли не знать про эффект ложной памяти? Еще немного послушает бреда про магов и упырей с оборотнями, и сам поверит в черт-те что… Но слова Лагонико так увязывали мелкие факты из годфрицианского бытия Леви, что стало немного не по себе. Однако четко работала установка о том, что всего этого не бывает.
- Что же касается «магиков», которые могут творить столько всего необычного, меня интересовал бы тот, кто лечит недуги. У меня есть один, от которого стоило бы избавиться. Как вы думаете, генетические аномалии эти маги лечат? Можете дать контакт с таким умельцем?
Леви немного ерничал, но совершенно серьезным и спокойным тоном.
- Что касается вашего рассказа в общем, то… я попробую сперва переварить услышанное. Дайте мне немного времени. Я потом вам скажу свое мнение. А пока покажу вам необычные вещи, которые нашел в доме. Я сейчас их принесу.
«Мне любопытно, что вы, девушка, о них скажете», - подумал он. Во всяком случае, действие пера Леви точно знал. Сможет ли Пифия угадать его? Если она и вправду телепатка, то сможет, конечно, из головы самого Штрауса. Эх, вот это очень неприятное чувство, когда знаешь, что кто-то может свободно копаться в твоей голове… А вот о других вещах, найденных в доме, Штраус ничего не знал. И будет возможность в чистом эксперименте проверить попадания Лагонико. Леви встал и сходил в спальню, вернувшись в гостиную уже с коробкой. По пути тайно надеялся, что Пифия сбежит из дома. Но нет, он ждала его и выглядела спокойной. Штраус поставил коробку на стол и открыл.
- Вот они. Что скажете?
Отредактировано Levi Strauss (2018-05-30 12:22:47)