Самым длинным Рождеством в жизни Магнуса было мексиканское. Он тогда сравнительно недавно вернулся в США после съемок в Перу и Бразилии, фильмы вскоре вышли на Ютубе и телеканалах, заказчики и зрители его оценили, а Росс получил хороший гонорар и плюс к профессиональной репутации у потенциальных работодателей. Но целый месяц лечил последствия мелких травм, солнечных ожогов и комариных укусов. А комары в джунглях не просто звери, а совершенно кошмарные монстры, хоть и мелкие. Рассчитывал спокойно отметить Рождество и отдохнуть где-нибудь в снегах. Даже домик в аренду присмотрел в Аппалачах. Но в ноябре ему позвонил один мажористый блогер с ником Бинейро, похвалил его работу в Латинской Америке и предложил новый проект - сделать большой фильм о праздновании Рождества в Мексике по заказу туристической компании. С поездкой на два месяца. Обещал приличный гонорар, и даже накинул сверху, когда Росс принялся отнекиваться. Оператор в тот момент очень устал от жарких стран, ведь мотался там почти четыре месяца. Да и не посчитал традиционные католические ритуалы чем-то особенно интересным. Но деньги есть деньги, они победили. И Магнус решил, что, пока молодой, надо метаться и зарабатывать, а отдыхать уже в старости. С таким образом жизни он рисковал до нее не дожить. Но кого в молодости тревожат подобные мысли? Договорились, Росс дал Бинейро рекомендации, какую и где технику стоит арендовать, и тот перечислил ему сразу половину гонорара авансом. Чтоб Росс не передумал. И когда он стал в интернете рыть информацию о Рождестве в Мексике, то понял, что там на самом деле празднуют его два месяца, хоть и с перерывами.
Команда Бинейро вылетела в Мехико 8 декабря, чтобы успеть осмотреться до начала праздников. А там уже все улицы были украшены ко дню Девы Марии Гваделупской – наиболее почитаемой в стране Богоматери. Помогала Бинейро симпатичная мексиканка по имени Альнонса с горячими, как огонь, черными глазами. Впрочем, у нее все остальное тоже было довольно горячим. Она работала гидом той самой туристической компании, что заказала фильм, отлично говорила по-английски и таскала за собой съемочную группу, указывая, что и где надо снять. Заодно переводила все интервью и налаживала контакты с местным населением или властями. Росс после прежних поездок в испано-португало-язычные страны мог чуть-чуть объясняться с местными, но только на бытовом уровне. Бинейро притащил с собой еще трех парней. Один был его ассистентом, второй писал тексты стендапов, а третьего - Стенли - подчинили Россу помощником, оборудование таскать. Но понимая, что массовые мероприятия одной камерой снимать - это означает бедный видеоряд, Магнус сразу предложил парню засветить свое имя в титрах не как ассистента, а как оператора. И помогать непосредственно снимать. Тот с радостью согласился, Росс обсудил идею про титры с Бинейро, и тот согласился. Тогда Росс провел со Стенли небольшой мастер-класс по общим планам, который заключался примерно в следующем: "Я поставлю камеру, и не смей к ней прикасаться, только включай и выключай по команде, следи, чтоб кадр не съехал, и отгоняй от нее местных". А сам ножками прошел весь район будущих съемок, рассчитал, откуда будет солнце, узнал, какой прогноз погоды, прикинул точки для съемки с помощью Альнонсы. Та выбила группе аккредитацию в муниципалитете, что значительно упростило работу. Шустарая была девчонка, менеджер отличный, и запомнилась своими жгучими глазами и кипенно-белыми блузками каждый день. Ну и кое-чем другим, но это произошло позже.
12 декабря Стенли неплохо отработал, дав Россу необходимые общие планы большого торжественного шествия с проносом украшенной цветами статуи Девы Марии Гваделупской к базилике в ее честь, большое народное застолье прямо на площади и бой быков на стадионе "Плаза де Торос Мексико". Тогда как сам Магнус набирал больше средние и крупные планы. Но ему приходилось метаться между своими точками съемки и точкой Стенли, чтобы проверять все ли в порядке у него. В общем, побегать пришлось. Но и кадры он получил отличные в результате. И тогда уже подумал, что не такое уж скучное Рождество в Мексике. Коррида вышла особенно эффектной. Насколько подобные зрелища могли понравиться Деве Марии Гваделупской, в честь которой устраивались бои быков, большой вопрос. Но местные жители кровавые представления явно любили. Впрочем, это было больше шоу, и убили всего двоих парнокопытных. Учитывая, сколько коров ежедневно пускают под нож на бойнях, это была капля в море крови. Больше веселья зрителей вызывало выступление карликов с телятами, которые пародировали корриду. Магнусу было неприятно это видеть, ведь в США подобные шоу давно запрещены, как унижающие человеческое достоинство. А в Мексике никто этому не удивлялся, и публика просто ржала над малорослыми артистами. Сказалась разница менталитетов. Бинейро после корриды сразу рванул в служебные помещения и за триста баксов договорился об интервью с тореро-карликами. И уже из него Росс узнал, что найти работу таким людям в Мексике - огромная проблема. Ее просто нет, выплаты от государства мизерные. И платят им за полноценное часовое шоу с бычками всего по сто баксов на нос. Цены в Мексике, конечно, значительно ниже, чем в США, но это совсем уж копеечный гонорар. И тогда Магнус подумал, что запрет в США цирков уродов был для них трагедией, а не благом и торжеством гуманизма. Они лишились заработка. Но все же американская социальная система заботилась о таких людях, тогда как в Мексике всем было на них наплевать. Вот и выживали, как могли.
Затем съемочная группа поехала в Канкун, чтобы снять город и корриду уже там. Здешний бой быков отличался от классического тем, что стать тореро мог любой зритель. Ему выводили быка поспокойней и помельче тех, что участвовали в боях с профессионалами. Да и опытные торреро постоянно находились на арене. Но только двое смельчаков рискнули попробовать себя в бою, и обоих быки довольно быстро прогнали, заставив бежать за бортики. Выглядело все это смешно, но на самом деле было опасно. Съемки получились эффектными, так как Альнонса устроила Россу возможность снимать прямо у борта арены. Песок там летел во все стороны, зато была возможность брать потрясающие крупные планы. Вот этой своей съемкой Росс до сих пор гордился. В один момент он перегнулся через борт и опустил камеру вниз внутри арены, насколько мог. Чтобы снять динамичные планы от земли. И сразу же в его сторону понесся торреро, а следом бык. Офигеть, какие это были кадры! Магнус едва успел отскочить и впечататься спиной в ограждение первого ряда зрителей, когда бык врубился в борт боком прямо перед ним. Деревянные щиты пошли ходуном, нервишки вздернулись конкретно. Казалось, что животное проломит сейчас дерево и сметет оператора, а заодно и пару первых рядов зрителей. Возглас испуга пронесся по трибунам. Но съемку Магнус не прекратил, и получилось все великолепно. Конечно, ограждение выдержало, все закончилось хорошо. А зрителям только и надо было, что нервы пощекотать. Росс же впервые тогда почувствовал, как его накрыло энергией стадиона, когда тысячи зрителей смотрели на него, видели, как он отпрыгивал от борта и сопереживали. И даже зааплодировали уцелевшему гринго с камерой. Росс помахал рукой, демонстрируя, что с ним все в порядке. А торреро, который направил на него быка, ухмыльнулся, бросив между своими па взгляд на него. И этот взгляд говорил: "Не лезь на арену, придурок. В этом шоу твое место за бортом". И Магнус отлично этот взгляд понял.
Следующие несколько дней прошли в разъездах. Самолеты и автобусы смешались в голове Росса. Снимали фестиваль редиски в Оахаке с помпезным названием Ла Ноче де лос Рабанос, праздник тейокота нового урожая в Сьюдад-Хуарес, заросли дикой пуансеттии недалеко от Таско. Так как пуансеттия, которую здесь называли Ноче Буэно, была и американским символом Рождества, то тут Магнус особенно постарался показать всю красоту этих растений. А Стенли лазил за ним по горам с кофрами. Вернулись в Мехико 19 декабря, и в городе все уже дышало Рождеством. Чуть не на каждом газоне были выстроены вертепы, город сиял гирляндами и сверкающими искусственными елками, по всем улицам шла бойкая торговля подарками и символами праздника. Над улицами, возле домов и в католических соборах висели разноцветные пиньяты в виде Вифлеемской звезды, и композиции из пуансеттий. И тогда уже шел Лас Посадос - религиозный фестиваль, представляющий собой ежевечерние ритуальные шествия детей в костюмах ангелов, Марии и Иосифа в сопровождении музыкантов. Каждый день этого периода символизировал каждый месяц беременности Марии во время путешествия из Назарета в Вифлеем. Дети и музыканты традиционно отыгрывали попытки Богородицы на сносях и ее мужа найти приют. Шествия останавливались у жилых домов или учреждений, пели рождественские католические гимны и ритуально просили пустить их в дом. Им традиционно отказывали, но угощали сладостями. Все это было отображением библейской истории, когда готовая родить Мария и Иосиф не нашли в Вифлееме дома, куда бы их впустили, поэтому пробрались в хлев, где и появился на свет Младенец Христос. И такие шествия происходили до самого Рождества, которое отмечают в ночь с 24 на 25 декабря.
Снимать все это было интересно в первые два дня. Но дальше шествия и действия повторялись, и Магнус заметил Бинейро, что незачем столько снимать одно и то же. Решено было отправиться на рождественскую оперу в стиле марьячи, которые давали каждый год в нескольких театрах. Альнонса добыла билеты и разрешение на съемку представления (но только в течение получаса). И Росс в театре поставил Стенли снова на общий план сцены, а сам метался возле нее, набирая кадры. Полчаса - это мало для качественного материала. Но и получился он у Росса вполне приличным при таких условиях. Надо сказать, что опера марьячи - это очень специфический жанр, и видеть на сцене библейское действо, по сути классическую мистерию, сопровождаемую чисто мексиканскими песнопениями и аналогичными танцами - это необычно и забавно для американца.
На следующий день Росс, уже загнанный, как олень Рудольф из упряжки саней Санта-Клауса, попросил передышку. Так плотно он еще никогда не работал. Вообще без продыху. Потому что, кроме вечерних съемок, он по ночам и днем отсматривал материал и сливал видео на накопители, чтобы освободить винты камер или карты памяти. Бинейро просьба не понравилась, но он кивнул и пошел к Альнонсе. И вечером этого дня съемочную группу принимали на праздничном ужине в семье гида. Стоит сказать, что мексиканцы празднуют Рождество в этот период практически каждый день. Наносят друг другу визиты, поздравляют, поэтому каждый ужин в эту пору - праздничный. Бинейро с тремя своими парнями уселись за стол, а Магнусу велели "поснимай тут, нам пригодится семейное торжество для фильма". То есть, это считалось отдыхом для оператора. Ну зашибись... А что делать? Нанялся - терпи и делай дело. Росс снимал, пока все ели и говорили о застольных традициях. Но потом и ему нашлось местечко, куда силой усадила его Альнонса. А так как она была представителем заказчика, Бинейро с ней спорить не стал. А сердце Магнуса исполнилось благодарности к девушке. Хоть посидеть и поесть дала. От такос и бурито у Росса уже изжога стойкая началась, но тут еда оказалась вполне нормальная и очень вкусная. Таким образом, Магнус все же немного отдохнул. Немного удивило, что всегда ухоженная и "офисная" Альнонса имеет таких простых и приятных родных. Да и дом был не блеск, хоть и большой. И район совсем не элитный. Одеты все просто и небогато. Зато улыбки открытые. Бросив взгляд на Бинейро Магнус вдруг понял, что тому очень не нравится это общество. Улыбался кривовато, хоть и вел себя вполне прилично и деланно-дружелюбно. Но ему было неприятно сидеть среди простых людей в небогатом доме. Этот мажор не считал их людьми своего круга. Если вообще считал людьми. И терпел только потому, что ему нужны были деньги за этот фильм. Наверно, немалые, так как сам он был точно не беден. А Росс думал о том, что Альнонсу должны очень уважать в этой семье, раз она стала официальным гидом американского турбюро. Это в такой семье наверняка серьезный статус. И, возможно, хорошее жалованье, повыше среднего в этих краях. Во дворе брат Альнонсы повесил пиньяту-звезду из блестящего картона, и ватага ребятишек собралась, чтобы ее разбить.
- Я сниму это, - сказал Альнонсе Магнус и, подхватив камеру вышел из дома.
Мальчишке лет 10-ти завязали глаза и дали в руки палку. Он принялся ею размахивать в поисках пиньяты, а Росс постарался сделать кадры поэффектней. Дети с веселым визгом разбегались от "слепца". Чуть не огреб по башке и сам Росс, когда подлез снизу к пиньяте. Зато снял красиво, как был нанесен удар и посыпались конфеты из прорехи в картонной звезде. Магнус убрал камеру и встал у стены, наблюдая за детьми с улыбкой. Здесь было прохладней, чем в доме. Рождество в Мексике приходится на разгар лета, поэтому жарко было всегда и везде. Но Росс как-то даже притерпелся и акклиматизировался. Наверно, потому, что перерыв между "южными" съемками у него был небольшой. Привык к жаре. Рядом появилась Альнонса и протянула ему бокал с ледяным напитком. Кажется, из тейокота, на вкус похоже на яблочный сок.
- Может, что-то покрепче? - спросила она.
- Нет, спасибо, - поблагодарил Магнус. - Алкоголь с жарой не лучшее сочетание. Ваша семья - очень милые люди. Такие искренние. Добрая атмосфера в доме чувствуется.
- Спасибо. Да, я их очень люблю, - ответила девушка. - Но, кажется, Бинейро они не очень нравятся.
Она это заметила тоже.
- А вам не все ли равно, что ему нравится или не нравится? - усмехнулся Росс.
- Абсолютно все равно, - рассмеялась Альнонса.
- Вы нас терпите, потому что вам гонорар хороший обещали?
- Любая работа требует терпения, - отшутилась она.
- Вы отличный менеджер и организатор, - совершенно искренне сказал Магнус. - Если бы у меня была своя студия, я бы вас пригласил на работу. Захотели бы вы переехать в США?
- Когда будет студия, тогда и поговорим, - улыбнулась в ответ Альнонса.
Наверно, приняла за дешевого пикапера. Но совсем уж дешевым Магнус себя не считал. Он рассмеялся и кивнул.
- Договорились.
23 декабря команда снимала традиционное театральное представление Лос Пасторес в исполнении любительского театра в пригороде Мехико. Что-то сродни ярмарочного и фарсового шоу про приключения пастухов, идущих на встречу с Иисусом. По пути они сталкиваются с Архангелом Михаилом, отшельником, дьяволом и его демонами. Козни дьявола, мешающего крестьянам добраться до Христа, разрушаются хитрым отшельником, и в финале все поют хвалебный гимн Спасителю. Все было простенько и мило, хоть актеры играли плохо. Но традиционное представление всегда ценно для обзорного фильма о Рождестве.
24 декабря снимали с утра и до упора. Сперва карнавальные парады школ и общин, потом множество поздравлений, счастливых лиц, елок и видов праздничного Мехико. Вечером прошло последнее шествие Лас Посадас, в котором были на этот раз четыре местные кинозвезды (о которых Росс даже не слыхал), профессиональный хор и целый оркестр. В отличие от ребятишек, ходивших по улицам в прошлые вечера, это было нормальное красивое пение, и хороший актерский отыгрыш ролей ангелов, Марии и Иосифа. После этого вместе с морем прихожан посетили "петушиную мессу" в крупном соборе, которая так называется потому, что считается, будто петух первым оповестил округу о появлении на свет Спасителя. Бинейро хорошо подготовился и сыпал стендапами весь день почти без дублей. Россу показалось, что парень что-то запрещенное принял для работы с такой бешеной энергией. Или постоянно принимал, чтобы быть в тонусе. До этого Магнус не видел блогера таким неестественно энергичным. Да и слишком блестящие глазки выдавали. Не оператора дело, кто и что жрет, лишь бы блогер был в адеквате, и не портил работу других. Насчет адеквата Росс не был уверен, но работал перед камерой Бинейро сегодня мощно. После мессы небеса над Мехико взорвались салютом, а на площадях затрещали фейерверки. Красивое зрелище, которого Магнус наснимал на десяток фильмов со всех сторон и всеми планами.
К этому моменту у Росса ломило уже все - ноги, руки, спина. Он выработался в хлам и чувствовал это. Но встретить Рождество все же надо было хоть как-то, прежде чем доползти до отеля и вырубиться.
- Как сами будем праздновать? - спросил он у команды.
- Простите, я вынуждена вас покинуть. Хочу побыть с семьей. Вы уже большие мальчики, найдете, чем заняться, - сказала Альнонса и вызвала такси.
- Что, так и не поцелуемся на Рождество? - нагловато улыбнулся ей Бинейро и схватил за задницу.
Росс хотел, было, вмешаться, но девушка справилась с ситуацией сама. Она развернулась и без малейшего стеснения схватила блогера за причинное место. Прямо на площади в окружении множества людей и фейерверков. И, судя по его лицу и вою, схватила довольно крепко.
- Оу, - сочувственно поморщился Стенли, но вмешиваться не собирался.
- Никогда этого больше не делай, - сказала девушка жестко блогеру. - Иначе домой можешь вернуться по частям. Ты в Мексике, и никогда не знаешь, какие родственники могут быть у той или иной мексиканки. Мафия тут безжалостная и мстит страшно за честь своей семьи.
Кажется, Бинейро всерьез взбеленился и вздернул руки, чтобы ударить Альнонсу, но Магнус вовремя поймал их, не позволив этого сделать.
- Отпусти его, - попросил он девушку. - Я думаю, он все понял.
- Сука, - прошипел Бинейро и вырвался из рук Росса.
- Да, - спокойно парировала Альнонса. - И советую тебе это хорошо запомнить. Встречаемся 26 декабря в вашем отеле. У нас еще большая программа впереди. Следующая съемка - 28 декабря. С Рождеством, джентльмены.
Она зашагала прочь и вскоре уже махала рукой подъехавшему таксисту. Бинейро поматерился, будучи очень рассерженным. Особенно тем, что увидел, как происходящее снимали несколько людей со стороны на свои телефоны. Через минуту в интернете уже будет лежать его позор.
- Поехали в отель, сбросим технику, - сказал Росс, - и уже выпьем где-то, отметим праздник.
Так и сделали. Ресторан гостиницы оказался закрыт, пришлось искать кафе поблизости. Но и они были закрыты. И магазины тоже. Все закрылось в Мехико! Люди пошли отмечать праздник со своими родными.
- Наверно, клубы-то какие-то работают. Надо такси вызвать и попросить отвезти туда, где можно отметить праздник, - предложил текстовик блогера.
- Погоди, есть идея, - сказал Бинейро.
Он поднял перед собой телефон, включил запись видео и заговорил в камеру:
- Никогда не думал, что у меня будет такое Рождество. Четверо американцев на площади Сокало в Мехико остались без рождественского ужина. Мы работали весь день, снимали красивый фильм о праздновании Рождества в Мексике. И не успели даже купить что-то перекусить до закрытия магазинов. И вообще все вокруг закрыто - кафе, рестораны. Если кто-то знает место, где мы могли бы что-то поесть и отметить праздник в Мехико, сообщите в комментариях. Всегда ваш, Бинейро.
Записав видео, он отправил его на Ютуб, в Тик-Ток и еще пару видеоплатформ. И принялся ждать хоть каких-то советов мексиканцев или бывавших в подобных ситуациях в здешнихкраях. Остальные подошли к нему и заглядывали в телефон, желая видеть, что пишут зрители. Минут десять никаких комментов не появлялось.
- Кажется, все уже бухают, им не до Ютуба, - махнул рукой текстовик-стендапер блогера.
И тут люди начали писать и советовать, где есть работающие всю ночью клубы, давали телефоны такси. Пошла реакция. Парни разулыбались, когда поняли, что были услышаны. Мест для встречи праздника оказалось больше, чем нужно. Пока читали и выбирали, прошло еще минут десять, а на площадь въехал старый разрисованный граффити микроавтобус, совсем в духе хиппи, из которого выскочили парень и две девушки.
- Эрес Бинейро? - закричал молодой человек, широко улыбаясь, и подбежал к четверым американцам.
Росс как-то напрягся сразу. Одна из девушек говорила на английском. Она сказала, что какая-то подписчица Бинейро из Дании увидела крик о помощи блогера и переслала видео своим друзьям в других странах, а те переслали своим друзьям еще шире по миру, а те, в свою очередь, нашли знакомых в Мехико и позвонили им. За каких-то 10 минут ролик Бинейро многократно размножился и облетел почти весь земной шар, чтобы эти ребята примчались на помощь четверым гринго. Это было невероятно трогательно. Настоящее Рождественское чудо с помощью интернета! Каким бы гавнюком ни был Бинейро, но он оказался неплохим блогером, его смотрели, и его услышали. Причем весь мир! Приехавшие предложили либо подвезти американцев, куда те попросят, либо встретить Рождество с ними.
- У нас в Каса дель Лаго, на озере, большой джем-сейшн. Молодые художники и музыканты собрались, там весело и шумно, есть и блогеры, ваши коллеги. Поехали к нам! - позвала девушка. - Все есть - и еда, и выпить, и покурить. Можно купаться в озере. Это официальная рождественская встреча молодежных творческих сообществ. Мы специально договорились провести джем в Рождественскую ночь.
- А звучит интересно! - заметил Магнус. - Мне нравится идея.
Конечно, ехать куда-то с незнакомыми людьми вечером в чужой стране, славящейся бандитизмом и мафией на весь мир, идея, возможно, не очень разумная. Но приехавших только трое, из которых две девушки. Если все они не мастера спорта по боевым искусствам, то четверо взрослых американцев с ними справятся, если что. Бинейро вякнул что-то про дорогой клуб, но остальные поддержали идею отправиться к местной богеме на озеро. Блогеру пришлось смириться с большинством.
- Тут рядом, минут 10 езды по пустым-то улицам, - сказала девушка.
Компания загрузилась в микроавтобус и вскоре оказалась в парке культурного центра Каса дель Лаго, где находились игровые и прогулочные зоны, озерцо с водными развлечениями, музеи и выставочный зал (закрытые сейчас), а из-за деревьев слышались голоса животных из зоопарка. Ту и вправду была большая тусовка молодых людей, временная сцена с музыкальными инструментами, на которой по очереди выступали все, кто хотел. Заметны были трезвые охранники мероприятия, да и в целом все выглядело вполне пристойно. Американцев утащили в толпу и принялись со всеми знакомить. По-английски тут многие говорили. Бинейро сразу вытащили на сцену поздравить тусовку и представили как известного блогера. Девушка на испанском что-то рассказывала публике о нем. Судя по реакции слушателей, это была история одиноких американцев, оказавшихся в чужом городе в Рождество, даже не зная, где поесть. Потому что после ее речи гринго кинулись обнимать, потащили к столу с едой и напитками, усадили и принялись балаболить, предлагая разные блюда. Налили выпить и подсунули по паре косячков. В общем окружили таким вниманием и заботой, то стало неудобно, и даже страшновато. Что называется, чуть не задушили в объятьях. Народ был изрядно пьяненький, поэтому даже у говоривших по-английски трудно было понять речь, и чего они хотят. Но скоро гринго благополучно догнались до уровня опьянения окружающих, и все стало куда веселее. Музыканты сменялись на сцене, пели в разных стилях. Наконец, появилась мрачная команда с полуголым солистом в наколках и принялась рвать струны гитар и кожу барабанов, надрываясь в откровенном бешеном и зловещем треше.
- О чем он поет? - спросил Магнус одного из мексиканцев, тусящих вокруг.
- О Младенце Христе, конечно, - ответил тот. - Сегодня все песни рождественские, ребята специально написали их для нашего джем-сейшна.
- Здорово,- улыбнулся Росс.
Вот тяжеляка про Христа он еще не слышал. Да и вообще мексиканского рока. Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда" не в счет, это ведь больше мюзикл, и вполне мелодичный. А тут реальный такой трешак сотрясал колонки и прыгающую толпу. Очень трудно было представить, что текст добрый и рождественский. После встречи Рождества народ кинулся друг с другом обниматься. Тоже, наверно, такая традиция. Пообнимались и американцы, стараясь выбирать из толпы девушек посимпатичней. Стоит сказать, что мексиканки в массе своей страшненькие. Такие алмазы, как Альнонса, встречаются не чаще, чем одна к ста. Поэтому глаз положить было особо не на кого. После обнимашек и тостов снова продолжился концерт, публика плясала, веселилась и плескалась в озерце. Американцы, наевшись, напившись, накурившись, поплясав, поплавав и повеселившись, попАдали кто где. Магнус выключился и проснулся уже на рассвете на надувном плоту, лежащем на причале озера. Под боком у него смачно храпела какая-то мексиканка. Но оба были одеты, поэтому Магнус уверился, что точно ничего не было. По берегу все еще ходили люди, которые не ложились. Что-то мелодичное пел гитарист на сцене перед поредевшей группой слушателей. Росс пошел искать своих. Нашел их спящими в кресле, на скамейке и в траве. Парнишка, который забирал их вечером с площади Сокало, предложил подбросить до отеля, на что гринго с радостью согласились. У парнишки, правда, глаза в разные стороны смотрели, но всем это показалось только веселым приключением. Сами ведь еще не протрезвели. Прощаться с американцами пришла почти вся туса, которая еще допивала вино или только что восстала ото сна на травке. Всех поблагодарили, со всеми пообнимались, и кучу телефонов записали. Магнус вообще ничьих имен не запомнил в этом гаме. Но воистину это было самое необычное и теплое Рождество у него. Парнишка-водитель, надо сказать, микроавтобус вел на удивление ровно, не воткнувшись ни в один столб по пути. А их было нереально много. После такого ночного загула это было воистину крутое вождение.
В последующие дни, отоспавшись денек, съемочная группа продолжила работу. 28 декабря снимали в Сан-Кристобаль пару мероприятий в рамках празднования Лос Сантос Иносентес. Это что-то вроде дня дураков, когда все друг друга разыгрывают и выпрашивают дать какую-то вещь или деньги взаймы. Только вот традиции этого праздника позволяют не отдавать ничего обратно. Хорошо, что Альнонса, которая путешествовала с парнями, предупредила их об этой традиции. А то много походило людей с просьбой дать взаймы телефон позвонить. Все это оказалось несколько неожиданным, ведь этот праздник входит в Рождественский сезон, и исходно посвящен вообще-то детям, убитым Иродом. Какая связь между этой бибилейской трагедией, веселыми розыгрышами и шутками, Росс не понял. И Альнонса не смогла толком объяснить, сказав лишь: "Мы - мексиканцы. Мы просто такие".
Новый год группа встречала уже в Веракрусе, на побережье. Там прошли новогодний карнавальный парад, забавный праздник стариканов Фиеста дель Омбре Вьехо и, конечно, фестиваль фейерверков. В Мексике, кажется, горело все и везде во время рождественских праздников. Отсняли хороший материал. В новогоднюю ночь Альнонса заказала ресторан у моря (но платили все сами, конечно) с разрешением на съемку. Росс был с камерой и снимал стендапы с ней и Бинейро прямо за столом. Девушка рассказала о традиции во время боя часов в полночь успеть загадить 12 желаний и съесть 12 виноградин. Тогда желания сбудутся. И блогер с Альнонсой это проделали перед камерой в полночь. А потом повторили в качестве дубля. Росс не смог провести этот ритуал, так как снимал этот момент. Даже не поднял бокала в полночь. Но не расстроился, а подумал, что, если он встречает Новый год с камерой в руках и в работе, значит, заказчиков у него будет много. Но вообще очень приятно посидели потом, обменялись небольшими подарками. Россу тогда достались брелок со смешным марьячи в сомбреро, заколка для галстука с надписью "Feliz Novidad"и несколько других приятных мелочей от товарищей по команде. Как будто и не было той неприятной стычки мексиканки и Бинейро в Мехико. В Веракрусе парни и Альнонса провели еще 4 дня, просто отдыхая у океана, и набирая видеоряд по городу без гонок.
А 5 января мексиканское бесконечное Рождество продолжилось снова в Мехико, где команда снимала торжественный Праздник Трех Волхвов. В городе перекрыли пару улиц, по которым торжественно проехали верхом три ряженых волхва с музыкантами и целой вереницей пажей с бутафорскими сундуками. Все они прошли с рождественскими песнями и танцами по улицам к богато украшенному вертепу со сценой библейского Рождества, где символически принесли дары Младенцу Христу. После этого в соседнем парке прошел фестиваль музыкальных и танцевальных коллективов. Снимая там, Росс и остальные наткнулись на знакомых по Рождественской тусе и тепло приветствовали друг друга. Альнонса с удивлением узнала, что теперь у четверых гринго множество друзей в Мехико.
6 января утром возле всех домов появилось множество пар детской обуви. Еще одна мексиканская рождественская традиция, когда накануне вечером дети выставляли возле дверей снаружи башмачки, воду и траву для осликов, верблюдов или лошадей волхвов, а утром находили в обуви сладости. Росс к этому моменту уже потерял счет количеству праздников, карнавалов, фестивалей и ритуалов, которые все входили в обязательный комплекс празднования мексиканского Рождества. Эти люди умели развлекаться долго и изобретательно, следовало признать. Ему уже казалось, что этот бесконечный праздник никогда не кончится. В тот же день побывали на фестивале Роска де Рейес, где люди ритуально поедали специальный сладкий хлеб с апельсинами и шоколадом, с запеченной в нем фигуркой маленького Иисуса.
- Тот, кому попадется фигурка в хлебе, будет особенно удачлив? - поинтересовался Бинейро у Альнонсы.
- Нет, он должен будет организовать за свой счет прощальную рождественскую трапезу 2 февраля, - ответила та. - Или его семья. Вы это еще увидите.
А Росс подумал, что у него впереди еще целый месяц съемок. Но... работа есть работа. Впрочем, все же интересная, хоть и такая утомительная. Съемочная группа тоже съела свою сладкую роска, разделив на 5 частей. Фигурка Иисуса попалась стендаперу, и он пообещал всем выпивку в феврале. В тот же день Альнонса повела команду на шоу благотворительного фонда, где относительно новый рождественский персонаж Панчо Клаус давал представление, а также дарил подарки детям из бедных семей и сиротам. Мероприятие было явно заказным, ради прославления тугих кошельков, которые кидают какие-то крохи и беднякам. Но раз Альнонса включила это шоу в список, значит, оно нужно заказчику в фильме. Росс, кстати, был знаком с Панчо Клаусом. Он каждое рождество появлялся и в Техасе, только там его звали немного иначе - Панчо Клосом, чтобы не путать с Сантой. И участвовал он обычно в рождественских мероприятиях латиноамериканских сообществ. Если Санта приносил подарки 25 декабря, то Панчо Клос - 5-6 января. Санта ездил на оленях в санях, а Панчо - в тележке с четырьмя ослами. Считалось, что этот мексиканский рождественский дед приходился двоюродным братом Санте и жил на Южном полюсе. Но все это было придумано недавно, всего несколько десятилетий назад. Хотя уже успело обрасти традициями.
После этого наступил длительный перерыв между рождественскими праздниками, и Альнонса дала Бинейро список туристических объектов, которые нужно отснять и включить в фильм. И до конца января парни ездили по стране запечатлевая ее на видео и рассказывая о ней в микрофоны. Снимали величественные пирамиды ацтеков и майя в Теотиуакане, Кобе и Вальядолиде. Провели там по три дня съемок, так как Бинейро хотел иметь больше материала по этим древним объектам для других своих проектов. Затем посетили удивительный национальный парк Шкарет с руинами поселений майя, музеем, прогулочными тропами в окружении девственной природы, аквариумом коралловых рифов и центром морских черепах. Провели там пять дней, из которых пару просто развлекались и занимались дайвингом. Жаль, что у Росса не было оборудования для подводных съемок, там было красиво.
Отдельно отсняли необычное забавное кладбище "Мост в рай" в Шкарете, куда свезли множество причудливых надгробий со всей страны. Вот где можно было полнее понять слова Альнонсы "Мы - мексиканцы, мы просто такие". Кладбище выглядело, как филиал Диснейленда, только без аттракционов. Все цветное, яркое, местами смешное. Какие-то "пряничные" постройки и инсталляции с улыбающимися черепами. Одна могила оформлена в виде большой кровати, другая - как рождественская пиньята с конфетами, третья - в виде зеленого автомобиля, горшка или книги. Гробовщики в Мексике - народ на редкость творческий. Вокруг масса моделей соборов и крестов бешеных цветов и узоров, разнообразные статуи. Вечером, когда стемнеет, на кладбище зажигают факелы вдоль дорожек и цветную подсветку прожекторами, придавая этому "веселенькому разноцветью" еще более яркий вид. В сувенирной лавке по соседству туристам предлагают множество глиняных раскрашенных черепов в духе Дня Мертвых и кукол-скелетов в подвенечных платьях или национальных костюмах. Повезло в парке поснимать непуганых животных, которые там обитают, Сад бабочек, Музей живых орхидей, театрализованные церемонии древних майя и конное шоу. Это было зрелищно. Отдельный и интересный аттракцион - купание в подземных реках, в живописных пещерах или красивых прудах с кристально прозрачной морской водой. Понимая, что он снимает рекламу, Росс включил свое художественное чутье на все сто процентов. И просил партнеров его не торопить, если они хотят получить красивые кадры. И сам с упоением искал захватывающие виды. После Шкарета группа посетила несколько туристических центров в Акапулько, живописную лагуну Трес Палос, Ласаро Карденас и множество других прибрежных городов. Целый каскад удивительных по красоте подземных пещер и сенотов с романтическими названиями в разных уголках гор Сьерра-Мадре. В конце января команда вернулась в Мехико, где им разрешили провести съемку в Музее Сумайя. И тут тоже Росс смог продемонстрировать свое мастерство заказчику, что было непросто сделать в залитых искусственным светом белых залах. Но Росс нашел приемы, чтобы сделать видео интересным, работая с глубиной кадра и динамичным фокусом. А футуристическое серебристое здание музея само по себе было очень эффектным. Тут даже стараться не пришлось, оно выглядело шикарно в кадре. И везде, где бы ни оказывались американцы, сохранялись вертепы и праздничные украшения на улицах городов или в туристических зонах, напоминая, что Рождество еще не закончилось.
И, наконец, состоялся последний праздник этой длинной череды торжеств, которого все так ждали - Диа де ла Канделария или Сретение, в честь завершения очищения Богоматери после родов. Длится оно 40 дней с момента Рождества. Одновременно отмечается и ритуальное представление Младенца Иисуса Богу в Иерусалимском храме. В этот день мексиканки богато наряжают кукол, как новорожденных Спасителей, и проводят шествие с песнопениями до католического собора. Там проходит специальная месса, символизирующая представление Христа его Матерью в храме. Таких кукол называют Ниньос Диос, и их потом хранят в семье как реликвию. Забавно, что некоторых кукол участницы шествия иногда наряжают не только в шелка, парчу и кружева, но и как марьячи, футболистов, или индейцев майя и ацтеков. Альнонса рассказала, что однажды случился скандал, когда какая-то мексиканка нарядила своего Ниньос Диос в костюм наркоторговца и принесла его в собор. Священник отказался освящать такую куклу. В церкви также стояли большие короба, в которые прихожане в этот день бросают письма. Альнонса объяснила, что это прошения людей к Младенцу Иисусу в сложных жизненных ситуациях. Судя по количеству писем в коробках, жизнь в Мексике была не сладкой. После этого гид потащила американцев снять одну из уникальных древних статуй Ниньо Диос, которой больше четырехсот лет. Ее и несколько аналогичных древних изображений маленького Христа каждый год на Сретение передавали из семьи в семью на хранение, а те условно становились крестными родителями Иисуса, должны были обеспечить статуе отдельную спальню, молитвы и уход в течение года, а также новую красивую одежду на следующий праздник Диа де ла Канделария. Съемочная группа сняла на видео торжественное шествие и ритуальную передачу древней деревянной скульптуры от одной семьи к другой. Это здесь считалось признанием таких кланов как самых достойных, порядочных и религиозных. Вообще нигде и никогда Магнус не видел такую глубокую веру и поклонение Христу, как в латиноамериканских странах. Но мексиканцы всех переплюнули по этой части, породив массу собственных обрядов. По идее, Господь должен был настолько глубоко верующим людям предоставить самую лучшую жизнь на планете. Однако все эти страны массово страдали нищетой, высокой преступностью, чудовищной коррупцией во власти. Впрочем, все другие страны имели аналогичный набор проблем, но здесь, в Мексике и Южной Америке, они были особенно выражены и остры. Росс спросил Альнонсу, что она думает по этому поводу. И она ответила:
- Господь испытывает самых лучших, чтобы сохранили они свою веру в трудные времена и в любых условиях.
Вот так вот. Насмотревшись на кукол, Альнонса повезла американцев на ритуальную трапезу в небольшое религиозное сообщество, где они попробовали и сняли на видео традиционные для этого дня угощения - тамале, бунуэлос, атоле и горячий шоколад. Бинейро уже сам дико устал от этой долгой поездки, и в плане активности серьезно сдал под конец. Но с деланным оживлением на лице расспрашивал престарелых здешних теток про то, как готовятся ритуальные блюда, а в глазах его висела смертельная скука. А вот Альнонса, как стойкий оловянный солдатик, всегда была в одной и той же форме. Как ей удавалось всегда быть активной, живой, ухоженной и в одном и том же дежурно-доброжелательном настроении, для Росса осталось загадкой. Не считая того конфликта с Бинейро перед Рождеством, она всегда была одинаковой, нереально терпеливой и работоспособной.
Последней съемкой была воздушная - Альнонса организовала на два часа полет на вертолете над Мехико и его окрестностями. Магнус наснимал тогда много красивых видов для фильма. Бинейро был в восторге от них, увидев потом. На этом программа поездки была выполнена. Наследующий день американцы собирались вернуться домой. Но договорились пригласить Альнонсу вечером в ресторан, чтобы отметить окончание съемок и душевно попрощаться. Она согласилась, и компания мило посидела в ресторанчике, который выбрала девушка.
- С каким облегчением вы выдохните, когда мы уедем, - сказал Росс с улыбкой девушке. - А вот я буду скучать.
- Мы все будем скучать, - подхватил текстовик и Магнус понял, что и он неровно дышал на очаровательную черноглазую мексиканку.
Она только посмеялась, ничего не ответив, но благодарно кивнула, приложив руку к груди. Наверно, не хотела обижать, сказав: "О да, гребаные гринго, как вы меня достали! Я скучать точно не буду". Попрощались тепло, обменялись мыльными адресами. Телефон Альнонсы у всех уже был, ведь много раз приходилось с ней связываться во время поездки.
На этом закончилось самое длинное и бешеное Рождество в жизни Магнуса. На следующий день он с партнерами покинул Мексику и вернулся в США. Там начались сдача видеоматериала, подписание актов о гонораре и возня с вычетами в налоговую. Все, как всегда, после больших съемок, когда надо делать много бумажек. Бинейро перечислил Россу всю сумму, не обманул. И сказал, что, если будет что-то крупное, с удовольствием снова позовет оператора поработать вместе. Стенли поблагодарил за то, что Магнус ему открыл дорогу в титры. Он наивно думал, что это много значит, и загорелся пойти учиться на оператора. Росс не стал отговаривать и пожелал успеха. На том парни и расстались. И, как это часто бывает с временными творческими коллективами, связанными только коммерческим проектом, никто больше никому не звонил, и в друзья не набивался. Наверно, вспомнили бы друг о друге, если снова подвернулась бы аналогичная работа, но, видно, не подвернулась. Смонтированный фильм Магнус потом посмотрел в сети спустя пару месяцев. Монтажеры убрали много вкусного из отснятого материала. Но это уже их право, связанное с желанием заказчика. Росс поместил фильм в свое портфолио, и судьба больше не приводила его в Мексику.
Вскоре его позвали на экологический проект активистов "Гринпис", посвященный разливу химикалий в бассейне крупной реки. Там он неудачно упал в болото, утопив свой телефон. А в нем хранились все контакты Альнонсы и богемной тусовки из Мехико, которые он загодя не перенес в компьютер или ноутбук. Было жаль, что все потерялось. Хотя, для звонков и повода-то не было. Зато рождественских впечатлений Росс получил в Мексике на всю жизнь.